Отправлено: 07.05.07 09:19. Заголовок: Что есть брак?
Простой, казалось бы, вопрос: что есть брак?
В какой момент двое оказываются связанными в единое целое, в "плоть едину"?
В момент венчания? Но ведь Церковь (в том числе - древняя) не обязывала венчаться для заключения брака, долгое время и обряд не был разработан! Кроме того, мы же не отказываем в праве называться супругами невенчаным парам (атеистам, иноверцам и т.д.)?
В момент государственной регистрации или другого заключения "по закону"?
Но вот вопрос: любящие друг друга юноша и девушка оказались на необитаемом острове, где нет ни Церкви, ни государства, ни общества. Они не могут вступить в брак и стать "Плотью единой"?
Абстрактная ситуация. Её очень любят приводить все противники государственных / церковных браков. Случай всё же исключительный, по которому нельзя судить обо всех ситуациях. О чём поставлен вопрос - что есть брак вообще, что есть брак для православного или что есть брак между православными? Всё же эти контексты проблемы существенно различаются.
Ситуация абстрактая, а вопрос конкретный. Что является заключение брака (я ИМХО не противник ни церковных, ни государственных). Мы исходим из христианской т.з., что брак - соединение супругов в плоть едину. Что и как, когда, посредством чего их соединяет... Дело в том, что любая версия вызывает проблемы...
Что соединяет супругов: - Венчание - а что, невенчанные не супруги? - Регистрация - а как же бедняжки, которые не могут зарегистрироваться (не только те двое на острове, но и партизаны в подполье)? - Взаимное согласие - а зачем тогда регистрация вообще?
В Писании написано, что мы обязаны исполнять законы (своего государства), и вся власть от Бога. Значит мы тоже должны подчиниться закону и регистрировать брак. А потом уже венчаться по церковному установлению о благословлении брака Богом. Ведь венчание - это не обряд заключения брака, а просьба Богу о благословении такового. Так же, в дополнение, если двое не зарегистрированы в ЗАГСе, то и дети - безотцовщина. И мать - одиночка. Ситуация с партизанами и островом действительно абстрактная. Просто нам так хочется думать, что это было нормально в условиях войны или одиночества на острове. В каждом государстве, островном тоже, существуют законы или древние традиции заключения брака, и существуют люди, избранные на соответствующий пост специально для этого. Мы иногда выдаем желаемое за действительное,поэтому и хотим оправдать свои действия тяжелыми условиями. Хотя Бог на этот высказался однозначно - если живешь в каком-то государстве - будь добр исполнять законы этого государства. Взаимное согласие - заблуждение. Гражданский брак - любодейство, а значит грех. Какими бы словами не прикрывать грех, он так грехом и остается.
Это всё, в принципе, понятно... Но можно всё-таки узнать Ваше мнение по поставленному вопросу (см. формулировку):
"Что соединяет супругов: - Венчание - а что, невенчанные не супруги? - Регистрация - а как же бедняжки, которые не могут зарегистрироваться (не только те двое на острове, но и партизаны в подполье)? - Взаимное согласие - а зачем тогда регистрация вообще?"
"Что соединяет супругов: - Венчание - а что, невенчанные не супруги? - Регистрация - а как же бедняжки, которые не могут зарегистрироваться (не только те двое на острове, но и партизаны в подполье)? - Взаимное согласие - а зачем тогда регистрация вообще?"
Мне кажется, в плоть едину соединяет только Бог, и никто другой. Ни священник в таинстве венчания, ни госслужащий в ЗАГСе.
В Библии Бог достаточно точно выразил свою волю, что является блудом, а что является браком. Например, Бог ясно сказал, что женящийся на разведенной прелюбодействует. А в нашей социальной концепции РПЦ написано, что после законного церковного развода допускается второй брак для виновной и невиновной стороны. Сейчас церковь венчает вторые браки. Вступающие в них люди думают, что при венчании такого брака Бог благословляет их союз, совершается таинство. А у Бога они спросили, угодно ли Ему такое сожительство? Ему такое сожительство неугодно, Он называет это прелюбодеянием.
Поэтому, при совершении венчания в церкви автоматически не происходит таинства брака, нельзя заставить Бога совершить таинство при таких условиях, когда Бог против этого сожительства.
Кем, или точнее, какими надо быть, чтобы Господь совершил Таинство брака в плоть едину?
Ответ для себя лично я нашла в жизнеописании прп. Лаврентия Черниговского: "Батюшка никогда не оставался на венчание. А однажды остался, молился и сказал, что эта пара была настоящих девственников . Видел, как Дух Святой переходил от одного к другому."
Вот это свойство (целомудрие, девственность), мне кажется, и позволяет Божией благодати совершить в данном случае Таинство.
В своем ответе я целиком и полностью согласна с Юлией А.Л. Вы, Юля, очень точно выразили то, что я и собиралась сказать. Есть моменты, когда человек идет на компромисс с Богом и человеком. Хочется угодить и тому и другому. Чтобы не обидеть. Но идет ли Бог с нами на компромисс? Не уверена, а если точнее - нет! Бог неизменен, это мы изменчивы и непостоянны. Бог сказал Свое Слово, и точка, а мы начинаем прилизывать Писание под себя. Дополнять его тем, чего там и не было никогда, и оправдываем себя древними традициями. Это все в отношении брака. Традиции это хорошо, даже очень здорово, но все же традиции и Божье Слово - разные вещи.
Очень любопытно! Признаться, я такой формулировки не ожидал... И, могу сказать, что... с Вами согласен, если я Вас, конечно, правильно понял.
Итак: Соединяет двоих в единое целое только Бог. Юридическая регистрация может не быть настоящим браком, равно как и совершение венчания не гарантирует того, что перед нами - брак...
Имплицитно здесь содержится мысль, что ТАИНСТВО брака - это именно это единение, а не венчание...
Итак: Соединяет двоих в единое целое только Бог. Юридическая регистрация может не быть настоящим браком, равно как и совершение венчания не гарантирует того, что перед нами - брак...
Имплицитно здесь содержится мысль, что ТАИНСТВО брака - это именно это единение, а не венчание...
Я Вас правильно понял?
Да, в принципе правильно. Давайте еще раз уточним: юридическая регистрация - это обязательство перед государством в исполнении закона. Двое и живут в зарегистированном браке, но не имеют общего духа, то бишь не одна плоть. Каждый будет жить только для себя, строить свою карьеру, рожать своих детей (при разводе: мой ребенок! нет, мой!) и т.д. Это не абсолютное утверждение, но мирян большинство таких, на себе испытано, а видено и того больше.
Благословение - это таинство. Почему? Потому что нам не видно и непонятно, каким образом действует Бог на двоих. Если включить фантазию, то можно представить, что Бог как будто соедняет двоих невидимой цепью и выбрасывает ключи от замка. Все! Двое уже одна плоть, не только материально, но и духовно, потому что Бог благословил брак, дал им единый дух. Поэтому так крепки бывают христианские семьи, все радости - вместе, все тяготы - вместе, все испытания - вместе, и нет различия - твое-мое, нет твоих-моих денег, есть общие, значит есть доверие. Мне кажется, что любая семья начинается с доверия другому, Богу. Потому что Святой Дух почиет над ними и в них.
Janna, а Вы, всё-таки, таинством брак называете или венчание, я не понял?
И что, на невенчанная семья не может быть "плотью единой"? Я не полемизирую, но пытаюсь понять Ваше мнение. Буду очень благодарен, если ещё раз поясните...
Юлия А.Л., а как с Вашей точки зрения соотносится это единение, совершаемое Богом, и венчание, регистрация? Невенчанный брак - брак (может быть таковым)? А не зарегистрированный гос. органами?
Janna, а Вы, всё-таки, таинством брак называете или венчание
Все таки я думаю, что таинство - это венчание и благословление, т.к. это вещи духовные.
Admin пишет:
цитата:
И что, на невенчанная семья не может быть "плотью единой"? Я не полемизирую, но пытаюсь понять Ваше мнение. Буду очень благодарен, если ещё раз поясните...
Мне думается, что невенчанная семья (т.е. не благословленная) может очень даже неплохо существовать. Ведь есть семьи, живущие годами и даже десятилетиями очень дружно. Но вся заковыка и заключается в том, что венчание накладывает на супругов как-бы определенные обязательства. Здесь уже не каждый за себя, а плоть едина. Как в Библии сказано, что жена становится помощницей мужа, не перечит ему (потому что отвечает за жену уже муж, перед Богом), занимается хозяйством, домом и детьми (т.е. тем, к чему ее генетически предназначил Бог) и т.д. Если и случаются разводы в таких семьях, то супруги виноваты в том, что когда-то не захотели уступить, настаивали на своем, или вольной жизни захотелось (сегодня люблю, а через 10 лет - уже нет). Если едина плоть - то в такой семье вообще не должно быть поводов для ссоры. Нам нужно больше доверять друг другу, уступать друг другу, во всех делах поддерживать супруга(у) и т.д. Нельзя, как в калейдоскопе, сложить все картинки жизни воедино, чтобы все объяснить. Жизнь очень многогранна. В ней ситуаций гораздо больше. Поэтому вся семейная жизнь познается в течение всей жизни. Каждый день приносит новые открытия.
Хорошо, а если случаются разводы в невенчанных семьях - они в этом не виноваты?
Честно говоря, знаю семьи венчанные, но распавшиеся, и невенчанные, но скреплённые такой чистой и крепкой любовью, что представить их распад совершенно невозможно!
В каждом отдельном случае (т.е. венчанные и невенчанные) виноват только человек, а точнее человеческий фактор. Свобода выбора, понимаешь. Я уже писала о том, что современной семье не хватает доверия, уступчивости, и даже любви, как это ни странно. Неверующие (пока) просто регистрируют брак, верующие - венчаются. Их долгая и счастливая жизнь будет зависеть от того, насколько они сблизятся, насколько ои будут едины.
Про распавшиеся и распадающиеся браки среди верующих последнее время читаю на кураевском форуме. Что-то участились такие посты. Просят о помощи: в молитве, советом. Иногда пишут: помолитесь, завтра иду к старшому за разводом...
Часто встречаю в семьях такую тенденцию: каждый настаивает на своем мнении и убеждает, что это мнение самое правильное. Т.е. супруг(а) не хочет уважать мнение другого. Итог: поругались и разбежались. Мелочь? Но все начинается с этих мелочей. Как в народе говорят, слово за слово и т.д. Полное непонимание - развод. Кто виноват? Не оба ли? Но разве понимают, что оба виноваты, ведь каждый считает себя правым. Вот здесь и должно проявится христианское воспитание - сдержанность, смирение, готовность к прощению и покаянию. На деле оказывается совсем по другому, маленькая, вредненькая гордынька рушит самые крепкие союзы.
Насчет неверующих, крепких семей, приведу пример: мой дед и бабушка. Многолетний, счастливый, крепкий союз, с установленными семейными традициями. Умерли. А теперь меня беспокоит вопрос, увижу ли я их когда-нибудь? Со Христом ли они? Очень хотелось бы это знать, но увы, увы...
Честно говоря, знаю даже гражданские браки, бывшие вполне прочными. Ну, люди из "диссидентских" соображений не хотели регистрироваться в гос. органах, но себя считали супругами, любили друг друга и всю жизнь прожили вместе... Вы это браком считаете?
Юлия А.Л., а как с Вашей точки зрения соотносится это единение, совершаемое Богом, и венчание, регистрация? Невенчанный брак - брак (может быть таковым)? А не зарегистрированный гос. органами?
Cмотря по обстоятельствам. Думаю, ближе всего к браку как Таинству стоят те, кто является девственниками, кто перед заключением брака взял благословение на него у родителей и у духовника, затем расписался в ЗАГСе, затем венчался (с обязательным причащением жениха и невесты), кто всю жизнь стремится строить на основе Евангелия.
Честно говоря, знаю даже гражданские браки, бывшие вполне прочными. Ну, люди из "диссидентских" соображений не хотели регистрироваться в гос. органах, но себя считали супругами, любили друг друга и всю жизнь прожили вместе... Вы это браком считаете?
Считаю. И вполне нормальным, если людям хорошо живётся.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет