Цитата по "Слово о Троице":
"
Божественная Семья. Далее, все мы знаем, что Христос зачат от Духа Святого и Девы Марии
Даже древние враги христиан идеи смеялись над этим ссылаясь но то, что Мария не могла зачать и родить от женского начала: по-древнееврейски слово "дух" (руах) -- женского рода [13]. "Некоторые говорили, что Мария зачала от Духа Cвятого. Они заблуждаются. Того, что они говорят, они не знают. Когда (бывало, чтобы) женщина зачала от женщины?" [14] Явно не понимая того, что по иудейской традиции рождает ОТЕЦ, а не мать [Мф. 1; 1 - 25.] [Быт. 5 1].
А посему при зачатии Христа Дух опять же сыграл женскую роль став колыбелью или же лоном для богочеловека, лоном в котором неслиянно слились Сын и человек. В Деве Марии и Духе человек обожается и преображается. Просветляется Божественным Присутствием и сверхразумным образом выходит за пределы Творения, входит в неслиянное единение с Сыном.
Экскурс в сематику древних языков и историю показывает что в древнем мире, что для древних семитов и арабов, Святая Троица представлялась по смыслу несколько иной, чем нам. Обобщенно это "Отец" мужское начало, "Дух" женское начало, и "Сын".
Этакая божественная Семья (Сущность) и Лица (из которых состоит Сущность) сущие в одной общей любви (благодати)...
Отсюда и совершенная невозможность возникновения "Филиокве" на заре христианства, когда преимущественно христианами были семитские племена.
В их представлении "Отец" и "Сын" не могли совместно породить "Мать".
А вот "Отец" и "Мать"(Дух) неизбежно порождают "Сына".
"Единица, искони двинувшись в Двоицу, остановилась в Троице" - св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 414.
Единица ("Отец") искони двинулся в Двоицу ("Мать" и "Отец") и остановилась на Троице ("Отец" "Мать" и "Сын").
С этой точки зрения даже по другому воспринимаются слова о творении человека: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Бытие 1:27)
Тут явно прослеживается намек на то, что в Боге есть начала, послужившие прототипом или образом для создания мужского и женского начал в человеке состоящего из "...мужчину и женщину сотворил их" (Бытие 1:27). "То есть мужчина это образ "Отца", женщина или жена это образ "Матери (Духа)", а дети получаются некий образ "Сына". Семья же в целом образ Троичного Бога, единение трех в общей и взаимной любви. "Семья - это образ Святой Троицы. Отец, мать и дитя - три ипостаси единого по существу творения Божия.."[15] "Человек создан по образу Троичного Бога, и именно при условии единения трех лиц человека - мужчины, женщины и ребенка - достижимо настоящее счастье". [15]
Но кто сейчас вообще об этом помнит?
Архетипы в Боге. Уверен, что именно стойкая ассоциация Духа - женское начало и тотальная уверенность в том, что женское начало не может быть равным мужскому долгое время и не позволяло уравнять Дух (Мать) с другими Лицами Святой Троицы. Переломный момент наступил, когда в представлении большинства обращенных в христианство народов, Дух стал ассоциироватся с греческим (Пневма) - среднего рода и латинским (Spiritus Sanctus) -- мужского рода.
Надо понимать, что Отец Мать и Сын это всего лишь образы, указывающие на суть взаимоотношений между Лицами Святой Троицы. Отец Мать и Сын это лишь образы, указывающие на то, что Отец по своей сути Источник и посему более походит на мужское начало. А Дух (Мать) потому, что в Него (Мать) рождается Сын от Отца и в силу этого рождения Мать (Дух) более походит на женское начало. Сын же, как рожденный от Отца в Мать (Дух) по своему отношению к Отцу и Матери (Духу) более походит на Сына. То есть Отец Мать и Сын это образы раскрывающие суть взаимоотношений между Лицами Святой Троицы. И не более.
Поэтому не корректно учить о наличии "Женского" или "Мужского" начала в Боге. Правильнее будет Отца считать - "Непроявленным архетипом", Сына как Разум и Логос - "Активным архетипом", а Дух или "Мировую душу"- "Пассивным Архетипом". При этом "Активный архетип" послужил образом для мужчины или мужского начала в человеке, а "Пасивный Архетип" стал образом для женщины или женского начала в человеке". Отсюда "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Бытие 1:27).
Если же взять отдельно взятую личность, то в ней наиболее близок к Богу по устройству именно разум человека, который по общему согласию психологов состоит из двух миров: мира сознательного и мира подсознательного [23]. Довольно легко провести аналогию, сознание это активный архетип (Сын) и подсознание - пассивный архетип (Дух). Сам же разум (Отец) в данном случае хоть и выступает источником этих двух миров сам же по себе является как бы "непроявленным" архетипом. И осознается внешним наблюдателем и проявляет себе вовне через в первую очередь "активный архетип" или же Сына, если мы говорим о Боге - Отце, но также иногда и через Духа Святого (пассивный архетип).
http://zhurnal.lib.ru/l/lemeshko_a_w/aqe.shtml<\/u><\/a>