По просьбе кого-то из здешних администраторов дублирую тему, начатую
на другом форуме.
====================
Вроде бы благочестивым мирянам надо причащаться не реже, чем пять раз в год: по одному в каждый из многодневных постов плюс в свой "день ангела". При этом практически каждому Причастию должна предшествовать исповедь, а на исповеди надо каяться и в "равнодушном молчании при публичном хулении Господа Бога или Матери Божией", и в "отказе от миссионерской деятельности, когда это в твоих силах". (См: "Спутник исповедника и причастника Святых Христовых Тайн, М., 1998, стр. 51). На исповеди, как правило, человек обещает избавиться от грехов (то есть, если бы я покаялся в отказе от миссионерства - должен был бы впредь заняться миссионерством; другое дело, что решение пропагандировать религии лично я принял лет за 7 - 10 до решения о моём крещении).
Однако недавно мне на одном (неправославном) форуме сказали, будто православные миссионеры обязаны причащаться не реже чем раз в месяц (так же как и чтецы и певчие). Получается, если православный христианин не хочет причащаться ежемесячно ("вот ещё, говеть, вычитывать правило..."), то он должен выбирать между двумя грехами - отказом от миссионерской деятельности и слишком редким (для миссионера) Причастием?!
И ещё. В каком "нормативном документе" (в постановлении Поместного Собора, в Типиконе и т. п.) сказано, что чтецы, певчие и миссионеры обязаны причащаться ежемесячно? Желательно ссылку на конкретный пункт нормативного документа (чтобы, если возжелаю убедиться, то не пришлось бы читать нормативный документ "от корки до корки").
=================================
Фрагменты последовавшего обсуждения
. =================================
Кузнецова Нина - Бурачевскому А. Г.
В РПЦ действительно существует традиция ежемесячного причастия для благочестивых христиан, не только клира. Но в тоже время многие святые отцы, например, свт. Игнатий Брянчанинов, а в особенности отцы древней Церкви, говорили о еженедельном причащении на воскресной литургии.
Для чего служится литургия? Зачем приходить на литургию и без особых причин (например, батюшка не благословил) не причащаться?
Не знаю, насколько это актуально именно для миссионеров, возможно, идет речь о том, как можно в чем-то убеждать людей, если ты сам не имеешь особого рвения.
Желание причаститься естественно, ведь причастие – это жизнь. Конечно, может быть кто-то и хочет жить 5 дней в году.
Разве христианину стоит ставить вопрос так: Насколько редко можно причащаться, чтобы оставаться при этом членом Церкви?
С уважением, Нина.
===================================
Бурачевский А. Г. (Rex Sepluvzew) - Кузнецовой Нине.
цитата: |
Для чего служится литургия? Зачем приходить на литургию и без особых причин (например, батюшка не благословил) не причащаться? |
|
1. А можно на Литургию или вообще не прийти, или уйти с оглашенными. Кроме того, в XIX веке (когда Игнатий Брянчанинов был студентом) часто служились Литургии без единого причастника. Когда Игнатий Брянчанинов возжелал причащаться каждое воскресенье, на него посмотрели... ммм... "с непониманием".
2. Согласно 80-му правилу VI Вселенского Собора, на воскресные богослужения надо приходить не реже чем раз в три седмицы. "Приходить" и "причащаться" - не одно и то же. К тому же, если бы присутствие на Литургии верных было бы тождественно намерению причаститься, не было бы формулировок вроде "...и один год да стоит только с верными, в восьмой [год] допущен будет до Святого Причастия". (Правило 59 св. Василия Великого). Итак, если прихожанин и не ушёл с оглашёнными - это не значит, что он обязан "именно сегодня" причаститься.
3. Вот сейчас завершается сплошная седмица. Даже в среду и пятницу поста не было. Что же, я имею право "нахрапом", без трёхдневного поста и без предварительного благословения на Причастие без трёхдневного поста, вычитать правило и причаститься? (Всенощную отстоял. Прошлый раз причащался в праздник Троицы).
===================================
Кузнецова Нина - Бурачевскому А. Г.
цитата: |
А можно на Литургию или вообще не прийти, или уйти с оглашенными. |
|
Уйти с оглашенными? Как бы в доказательство того, что ты не являешься верным?
цитата: |
Кроме того, в XIX веке (когда Игнатий Брянчанинов был студентом) часто служились Литургии без единого причастника. Когда Игнатий Брянчанинов возжелал причащаться каждое воскресенье, на него посмотрели... ммм... "с непониманием". |
|
Естественно, в то время нормой считалось обязательные исповедь и причащение раз в год, с получением справки. Такое положение вещей вряд ли стоит считать нормальным.
В первых веках христиане причащались на литургии в среду, пятницу и в субботу с воскресеньем (т.е. как я понимаю, за каждой службой). Плюс праздники. Потом было причастие в воскресенье и по праздникам. Далее раз в месяц, раз в пост, раз в год…
В чем причина подобных "изменений в традициях", как не всё возрастающая холодность к вере, отсутствие любви к Богу? Какая возможна духовная жизнь без источника этой жизни?
"Многие, вижу, нечасто причащаются: это дело дьявола, он мешает частому принятию Тела Христова. И очевидно, что тот, кто нечасто причащается, дает большую власть над собой дьяволу, и дьявол волю над ним принимает и ведет его на все злое". Иоанн Златоуст.
цитата: |
2. Согласно 80-му правилу VI Вселенского Собора, на воскресные богослужения надо приходить не реже чем раз в три седмицы. "Приходить" и "причащаться" - не одно и то же |
|
.
Во-первых, из этого правила вовсе не следует вывод, что ходить в церковь надо раз в три недели – т.е. выполнять тот минимум, за которым по идее следует отлучение.
Если за непосещение церкви три недели подряд уже отлучают, то значит пропуск и одного воскресения – достаточно плохо.
Во-вторых, относительно приходить – причащаться. Как раз это одно и тоже, что подтверждают другие правила:
"Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного" (9-е апостольское правило)
"Все, входящие в церковь и слушающие священныя писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное" (2-е правило Антиохийского собора).
цитата: |
К тому же, если бы присутствие на Литургии верных было бы тождественно намерению причаститься, не было бы формулировок вроде "...и один год да стоит только с верными, в восьмой [год] допущен будет до Святого Причастия". (Правило 59 св. Василия Великого). |
|
Это не просто формулировка, а достаточно сильное наказание – отлучение от чаши да ещё на столь длительный срок. По крайней мере, должно является таковым для христианина.
цитата: |
Вот сейчас завершается сплошная седмица. Даже в среду и пятницу поста не было. Что же, я имею право "нахрапом", без трёхдневного поста и без предварительного благословения на Причастие без трёхдневного поста, вычитать правило и причаститься? |
|
А почему нет? Литургия же в эти дни совершается, значит, причащаться можно. Канонически никаких препятствий нет.
Другое дело, что в некоторых храмах свои порядки – этот момент нужно учитывать. Мое мнение, что вряд ли стоит сеять смущение и идти, к примеру, против воли настоятеля какого-либо храма. Лучше пойти в другой. Конечно, это не всегда удобно. :(
===================================
Бурачевский А. Г. (Rex Sepluvzew) - Дуркину.
цитата: |
//Тем более Святая Пасха празнуется один раз в год а не десять. Да, и в этот праздник почти никто не причащается, печально :-( |
|
Учитывая современные традиции, причаститься на Пасху (в смысле: в период от Светлого Воскресенья до Светлой Субботы, субботы, в которую раздают артос) ещё труднее, чем в остальное время. "А какие молитвы и каноны вычитывать?", "А вдруг исповеди не будет?". Насколько я знаю, на Светлой Седмице исповедь "не приветствуется": "сокрушаться [в своих грехах] надо было во время поста, а Светлая Седмица - время радости". Хотя в тех храмах, в которые я хожу, вроде бы исповедь была и на Светлой Седмице.
Сейчас на Светлой седмице надо дома вычитывать вместо утренних и вечерних молитв "Часы Святой Пасхи", от Фоминой недели до отдания Пасхи - другую комбинацию молитв (заменив часть предначинательных и часть заключительных; логично предположить, что аналогичные изменения надо внести и в Последование) , от Вознесения Господня до Троицкой родительской субботы (включительно) - третью...
Я в этом году восхотел причаститься (и причастился) и на Вознесение Господне, и на праздник Троицы, так оба раза мне приходилось уточнять у иерея, вносить ли изменения в молитвы, и если вносить, то какие.
Для причастия на Светлой Седмице существуют вообще какие-то особые нормы (например, вместо Покаянного канона и канона Богородице прочитать канон Святой Пасхи), о которых в молитвословах, изданных по благословению таких-то епископов, не прочитать. (У меня, кажется, 8 различных православных молитвословов, об этих нормах для причащения на Светлой Седмице не упоминается ни в одном). Вывод - на Пасху лучше не причащаться. "Вдруг что-то не так сделаю...". <font color="blue" size="1">Лично я об этих поправках (например, что вместо Покаянного канона надо вычитать канон Пасхи) узнал не из книги, изданной по благословению епископа, а из блога одного из мирян. Но это, во-первых, недостаточно авторитетный источник, во-вторых, когда мне эти сведения понадобятся в следующий раз (например, на Пасху в 2008 году), их уже трудно будет найти.</font>