On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 03.06.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.07 18:21. Заголовок: Зависит ли минимальная частота Причастия от того, является ли мирянин миссионером?


По просьбе кого-то из здешних администраторов дублирую тему, начатую на другом форуме.

====================
Вроде бы благочестивым мирянам надо причащаться не реже, чем пять раз в год: по одному в каждый из многодневных постов плюс в свой "день ангела". При этом практически каждому Причастию должна предшествовать исповедь, а на исповеди надо каяться и в "равнодушном молчании при публичном хулении Господа Бога или Матери Божией", и в "отказе от миссионерской деятельности, когда это в твоих силах". (См: "Спутник исповедника и причастника Святых Христовых Тайн, М., 1998, стр. 51). На исповеди, как правило, человек обещает избавиться от грехов (то есть, если бы я покаялся в отказе от миссионерства - должен был бы впредь заняться миссионерством; другое дело, что решение пропагандировать религии лично я принял лет за 7 - 10 до решения о моём крещении).
Однако недавно мне на одном (неправославном) форуме сказали, будто православные миссионеры обязаны причащаться не реже чем раз в месяц (так же как и чтецы и певчие). Получается, если православный христианин не хочет причащаться ежемесячно ("вот ещё, говеть, вычитывать правило..."), то он должен выбирать между двумя грехами - отказом от миссионерской деятельности и слишком редким (для миссионера) Причастием?!

И ещё. В каком "нормативном документе" (в постановлении Поместного Собора, в Типиконе и т. п.) сказано, что чтецы, певчие и миссионеры обязаны причащаться ежемесячно? Желательно ссылку на конкретный пункт нормативного документа (чтобы, если возжелаю убедиться, то не пришлось бы читать нормативный документ "от корки до корки").

=================================

Фрагменты последовавшего обсуждения

.

=================================

Кузнецова Нина - Бурачевскому А. Г.


В РПЦ действительно существует традиция ежемесячного причастия для благочестивых христиан, не только клира. Но в тоже время многие святые отцы, например, свт. Игнатий Брянчанинов, а в особенности отцы древней Церкви, говорили о еженедельном причащении на воскресной литургии.

Для чего служится литургия? Зачем приходить на литургию и без особых причин (например, батюшка не благословил) не причащаться?

Не знаю, насколько это актуально именно для миссионеров, возможно, идет речь о том, как можно в чем-то убеждать людей, если ты сам не имеешь особого рвения.

Желание причаститься естественно, ведь причастие – это жизнь. Конечно, может быть кто-то и хочет жить 5 дней в году.

Разве христианину стоит ставить вопрос так: Насколько редко можно причащаться, чтобы оставаться при этом членом Церкви?

С уважением, Нина.
===================================

Бурачевский А. Г. (Rex Sepluvzew) - Кузнецовой Нине.



 цитата:
Для чего служится литургия? Зачем приходить на литургию и без особых причин (например, батюшка не благословил) не причащаться?



1. А можно на Литургию или вообще не прийти, или уйти с оглашенными. Кроме того, в XIX веке (когда Игнатий Брянчанинов был студентом) часто служились Литургии без единого причастника. Когда Игнатий Брянчанинов возжелал причащаться каждое воскресенье, на него посмотрели... ммм... "с непониманием".
2. Согласно 80-му правилу VI Вселенского Собора, на воскресные богослужения надо приходить не реже чем раз в три седмицы. "Приходить" и "причащаться" - не одно и то же. К тому же, если бы присутствие на Литургии верных было бы тождественно намерению причаститься, не было бы формулировок вроде "...и один год да стоит только с верными, в восьмой [год] допущен будет до Святого Причастия". (Правило 59 св. Василия Великого). Итак, если прихожанин и не ушёл с оглашёнными - это не значит, что он обязан "именно сегодня" причаститься.
3. Вот сейчас завершается сплошная седмица. Даже в среду и пятницу поста не было. Что же, я имею право "нахрапом", без трёхдневного поста и без предварительного благословения на Причастие без трёхдневного поста, вычитать правило и причаститься? (Всенощную отстоял. Прошлый раз причащался в праздник Троицы).
===================================

Кузнецова Нина - Бурачевскому А. Г.



 цитата:
А можно на Литургию или вообще не прийти, или уйти с оглашенными.



Уйти с оглашенными? Как бы в доказательство того, что ты не являешься верным?


 цитата:
Кроме того, в XIX веке (когда Игнатий Брянчанинов был студентом) часто служились Литургии без единого причастника. Когда Игнатий Брянчанинов возжелал причащаться каждое воскресенье, на него посмотрели... ммм... "с непониманием".



Естественно, в то время нормой считалось обязательные исповедь и причащение раз в год, с получением справки. Такое положение вещей вряд ли стоит считать нормальным.

В первых веках христиане причащались на литургии в среду, пятницу и в субботу с воскресеньем (т.е. как я понимаю, за каждой службой). Плюс праздники. Потом было причастие в воскресенье и по праздникам. Далее раз в месяц, раз в пост, раз в год…

В чем причина подобных "изменений в традициях", как не всё возрастающая холодность к вере, отсутствие любви к Богу? Какая возможна духовная жизнь без источника этой жизни?

"Многие, вижу, нечасто причащаются: это дело дьявола, он мешает частому принятию Тела Христова. И очевидно, что тот, кто нечасто причащается, дает большую власть над собой дьяволу, и дьявол волю над ним принимает и ведет его на все злое". Иоанн Златоуст.


 цитата:
2. Согласно 80-му правилу VI Вселенского Собора, на воскресные богослужения надо приходить не реже чем раз в три седмицы. "Приходить" и "причащаться" - не одно и то же

.

Во-первых, из этого правила вовсе не следует вывод, что ходить в церковь надо раз в три недели – т.е. выполнять тот минимум, за которым по идее следует отлучение.

Если за непосещение церкви три недели подряд уже отлучают, то значит пропуск и одного воскресения – достаточно плохо.

Во-вторых, относительно приходить – причащаться. Как раз это одно и тоже, что подтверждают другие правила:

"Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного" (9-е апостольское правило)

"Все, входящие в церковь и слушающие священныя писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное" (2-е правило Антиохийского собора).


 цитата:
К тому же, если бы присутствие на Литургии верных было бы тождественно намерению причаститься, не было бы формулировок вроде "...и один год да стоит только с верными, в восьмой [год] допущен будет до Святого Причастия". (Правило 59 св. Василия Великого).



Это не просто формулировка, а достаточно сильное наказание – отлучение от чаши да ещё на столь длительный срок. По крайней мере, должно является таковым для христианина.


 цитата:
Вот сейчас завершается сплошная седмица. Даже в среду и пятницу поста не было. Что же, я имею право "нахрапом", без трёхдневного поста и без предварительного благословения на Причастие без трёхдневного поста, вычитать правило и причаститься?



А почему нет? Литургия же в эти дни совершается, значит, причащаться можно. Канонически никаких препятствий нет.

Другое дело, что в некоторых храмах свои порядки – этот момент нужно учитывать. Мое мнение, что вряд ли стоит сеять смущение и идти, к примеру, против воли настоятеля какого-либо храма. Лучше пойти в другой. Конечно, это не всегда удобно. :(
===================================

Бурачевский А. Г. (Rex Sepluvzew) - Дуркину.



 цитата:
//Тем более Святая Пасха празнуется один раз в год а не десять.

Да, и в этот праздник почти никто не причащается, печально :-(



Учитывая современные традиции, причаститься на Пасху (в смысле: в период от Светлого Воскресенья до Светлой Субботы, субботы, в которую раздают артос) ещё труднее, чем в остальное время. "А какие молитвы и каноны вычитывать?", "А вдруг исповеди не будет?". Насколько я знаю, на Светлой Седмице исповедь "не приветствуется": "сокрушаться [в своих грехах] надо было во время поста, а Светлая Седмица - время радости". Хотя в тех храмах, в которые я хожу, вроде бы исповедь была и на Светлой Седмице.
Сейчас на Светлой седмице надо дома вычитывать вместо утренних и вечерних молитв "Часы Святой Пасхи", от Фоминой недели до отдания Пасхи - другую комбинацию молитв (заменив часть предначинательных и часть заключительных; логично предположить, что аналогичные изменения надо внести и в Последование) , от Вознесения Господня до Троицкой родительской субботы (включительно) - третью...
Я в этом году восхотел причаститься (и причастился) и на Вознесение Господне, и на праздник Троицы, так оба раза мне приходилось уточнять у иерея, вносить ли изменения в молитвы, и если вносить, то какие.
Для причастия на Светлой Седмице существуют вообще какие-то особые нормы (например, вместо Покаянного канона и канона Богородице прочитать канон Святой Пасхи), о которых в молитвословах, изданных по благословению таких-то епископов, не прочитать. (У меня, кажется, 8 различных православных молитвословов, об этих нормах для причащения на Светлой Седмице не упоминается ни в одном). Вывод - на Пасху лучше не причащаться. "Вдруг что-то не так сделаю...". <font color="blue" size="1">Лично я об этих поправках (например, что вместо Покаянного канона надо вычитать канон Пасхи) узнал не из книги, изданной по благословению епископа, а из блога одного из мирян. Но это, во-первых, недостаточно авторитетный источник, во-вторых, когда мне эти сведения понадобятся в следующий раз (например, на Пасху в 2008 году), их уже трудно будет найти.</font>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


администратор




Сообщение: 205
Зарегистрирован: 04.05.07
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.07 20:29. Заголовок: Re:


Rex_Sepluvzew пишет:

 цитата:
практически каждому Причастию должна предшествовать исповедь


Меня лично больше всего волнует проблема связи исповеди и причастия. И я скажу, что симпатизирую точке зрения протопресвитера Александра Шмемана, которую можно прочитать вот здесь: http://tapirr.narod.ru/ekklesia/tainstva/evh/svyataya.htm
Просто действительно неприятно смотреть, как в церкви перед причастием людей самого разного возраста женщины разворачивают: "А Вы когда исповедовались? Две недели назад? Ну, знаете, сколько грехов за это время могли совершить?" Если так подходить к причастию, человек начинает придумывать себе грехи!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 03.06.07
Откуда: Россия, Саратов
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.07 23:47. Заголовок: Re:



 цитата:
Просто действительно неприятно смотреть, как в церкви перед причастием людей самого разного возраста женщины разворачивают: "А Вы когда исповедовались? Две недели назад? Ну, знаете, сколько грехов за это время могли совершить?" Если так подходить к причастию, человек начинает придумывать себе грехи!


Типа "не согрешишь - не покаешься"? Ну так просто надо относиться к себе строго. Разговариваешь с кем-то во время богослужения - грех. Забыл помолиться перед едой - грех. Поставил Библию или молитвослов вверх ногами (так, что крест оказался перевёрнут) - согрешил. У меня лично за один день несколько грехов "набегает". И вообще, "не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким и будете судимы" (Мф. 7:1-2). То есть, если я люблю ругать других ("такой-то провинился в том-то"), то должен так же строго относиться и к себе.
Я крестился "по-древнему" (во взрослом возрасте, после предварительного оглашения и через полное погружение). Иначе бы просто отказался креститься. В день крещения меня не причастили (я почувствовал себя плохо, пришлось выпить лекарство), так что пришлось к ближайшей Литургии подготовиться ко Причастию по-настоящему (с вычитыванием канонов и Последования; православный молитвослов, "под одной обложкой" с Псалтирью, я купил за несколько месяцев до того, как решил креститься). Священника, уже завершившего исповедь, я предупредил: "Я буду причащаться без исповеди, потому что вчера крестился".
Священник: "Это не аргумент. Вот если бы Вы вчера причастились... У вас ведь какие-то грехи за этот день были?".
Я: "Да, три греха есть".
Священник: "А правило ко Причастию вычитали?"
Я: "Ну, это само собой".
Так в этом случае священник специально для меня заново начал таинство исповеди и в нужный момент сказал: "Ну, давайте Ваши три греха" (совершённые меньше чем за сутки после крещения).


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 272
Зарегистрирован: 27.04.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.07 08:10. Заголовок: Re:


Rex_Sepluvzew пишет:

 цитата:
Я: "Да, три греха есть".



Грех - понятие не столь определённое... Я не уверен, что их можно вот так просто посчитать... ИМХО, если у вас НА САМОМ ДЕЛЕ три греха в день "набегает", то Вы святой, причём не просто, а сверхсвятой, образец для других святых.... Насколько я помню, святые как раз не могли счесть свои грехи за день - так много их видели!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 217
Зарегистрирован: 04.05.07
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.07 10:24. Заголовок: Re:


Грехи, как правило, повторяются. А исповедоваться человек должен в том, что считает грехом. И я не понимаю, какой грех совершил человек, если, допустим, спросил в церкви: "Вы на исповедь?" или поставил вверх ногами молитвослов по чистой случайности, а когда заметил, сразу перевернул как надо. Понятно, что человеку, совершившему тяжкие грехи, нужно исповедоваться (и наверняка исполнить епитимию), но не тяжёлые грехи не являются поводом, чтобы лишать человека Святых Даров.
Процитирую Шмемана:
 цитата:
В ранней Церкви причастие всех верных за каждой Божественной Литургией было самоочевидной нормой. Важно подчеркнуть, однако, что само это общецерковное и регулярное причащение воспринималось и переживалось не только как акт личного благочестия и освящения, но, прежде всего, именно как акт, вытекающий из самого членства в Церкви, как исполнение и актуализация этого членства. Евхаристия и называлась и переживалась как Таинство Церкви, Таинство собрания, Таинство единства. <...> Никакого другого признака или критерия принадлежности к Церкви и членства в ней, кроме участия в этом Таинстве, ранняя Церковь просто не знала: "обычно считалось, что тот, кто не причащался несколько недель, сам себя отлучил, сам себя анафематствовал от тела Церкви".

Проблема заключается в неверном и, к несчастью, широко распространённом, понимании таинства причащения.
Ещё приведу цитату из "Пастыря Гермы", которую, кстати, приводит и Шмеман:

 цитата:
После этого великого и святого призвания [крещением], если кто, будучи искушен от диавола, согрешил, имеет одно покаяние. Если же часто будет грешить и творить покаяние, не послужит это в пользу человеку, так делающему.

Мне кажется, что с таким пониманием человек более ответственно относится к своей жизни, предпочитая не совершать грехов, а не вначале совершать, а потом каяться.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 278
Зарегистрирован: 27.04.07
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.07 10:42. Заголовок: Re:


Согласен с последним оратором!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет