Отправлено: 14.05.07 11:24. Заголовок: Философия, наука и религия
Как должны соотноситься эти сферы духовной жизни человечества? Нижеследующее сообщение (перенесено из политического раздела) было ответом на моё утверждение о том, что искусство, наука, политика и философия могут быть внеконфессиональными.
Позитивизм. Марксизм. Философия науки (пока не встретила религиозную философию ни в одной из её ветвей ). Психоанализ. Многие философы не принадлежат ни к какой конфессии, хотя и верят в Бога. Это тоже можно сюда причислить.
Но целой отрасли религия вообще безразлична! А философия марксизма, позитивизма, психоанализа не стремится как-либо дискредитировать какую-либо отдельно взятую конфессию (либо показать её преимущества). Они пытаются объяснить религию вообще, как феномен. Разве это не внеконфессиональность? А к сознательно антирелигиозной философии я бы отнесла, пожалуй, немногочисленные явления вроде французского материализма XVII века. "Бога нет" и "Бог нас не интересует" - это разные позиции.
Отнюдь - христианский учёный смотрит на науку несколько иначе. Они дискредитируют (не из вредности, конечно. а по убеждениям) все религии. Очень прост: Кто согласен с символом веры - тот православный/католик и т.д. Кто не согласен - неважно почему - не православный. Кто считает праие вредным - антиправославный и т.д.
А та же философия науки религию дискредитирует? В ряде областей философии религия может просто не рассматриваться (к примеру, в эпистемологии, если не придерживаться доктрины Бл. Августина о божественной иллюминации).
Не следует всё сводить к религии. Если человек антирелигиозен, то неважно, православный он или нет - он атеист. Если дискредитируют все религии, то это внеконфессиональное направление. О чём тут вообще разговор? И философия науки религию не дискредитирует! Notburga права.
В науке есть всё же момент отвлечения от своей личности. Даже если ты верующий, ты должен отвлечься от этого, рассуждая о предмете исследования. Иначе общение и сотрудничество между учёными разных вероисповеданий было бы весьма затруднённым.
В науке есть всё же момент отвлечения от своей личности. Даже если ты верующий, ты должен отвлечься от этого, рассуждая о предмете исследования. Иначе общение и сотрудничество между учёными разных вероисповеданий было бы весьма затруднённым.
ИМХО одно из главных заблуждений современной науки: только НЕ отвлекаясь ни от своей личности, ни от своей национальности, ни от своей конфессии, ни от своей эпохи учёный может хоть что-то стоящее познать и понять. Будь Ньютон англичанином или мусульманином - ничего бы он не понял (при всём моём уважении к англичанам и мусульманам!). Равно как Авиценна, прими он иудаизм...
цитата: В науке есть всё же момент отвлечения от своей личности. Даже если ты верующий, ты должен отвлечься от этого, рассуждая о предмете исследования. Иначе общение и сотрудничество между учёными разных вероисповеданий было бы весьма затруднённым.
ИМХО одно из главных заблуждений современной науки: только НЕ отвлекаясь ни от своей личности, ни от своей национальности, ни от своей конфессии, ни от своей эпохи учёный может хоть что-то стоящее познать и понять. Будь Ньютон англичанином или мусульманином - ничего бы он не понял (при всём моём уважении к англичанам и мусульманам!). Равно как Авиценна, прими он иудаизм...
По-моему, Admin, вы заблуждаетесь... И хотелось бы услышать ваши аргументы, ибо тезис весьма спорен...
1) Только атеист (или скептик) мог создать систему Лапласа. 2) Причина победы гелиоцентрической системы - в культе света, характерном для христианства и в том, что Солнце - символ Бога (вспомните у Платона). Почитайте первых гелиоцентристов - у них чисто христианские доводы в пользу гелиоцентризма. "Кто знает простака из поваров такого, который бы вертел очаг кругом жаркого?" - что это, как не утверждение о Всемудром Боге, рассуждающем как лучший из земных поваров? 3) Читайте у Данилевского в "России и Европе", каким народам какие науки лучше даются и почему! Сами вспомните: англосаксы - всегда эмпирики, франки и германцы - всегда теоретики. И т.д.
Вы, что плохо знаете историю науки? По поводу Лапласа вопрос тёмный, здесь ничего говорить не буду. НО Гелиоцентрическая система победила только во времена Коперника, Галилея заставляла ЦЕРКОВЬ отрекаться от своих взглядов! И у геоцентристов такие же доводы от религии, вспомните Библию - Солнце кружится по небосводу вокруг Земли! Так что ваше второе заявление основано на элементарном незнании той проблемы, о которой вы говорите. в общем, УЧИТЕ МАТЧАСТЬ, пригодится! Данилевский - весьма слабая фигура. Тем более в данном вопросе. В вопросах развития науки эта личность вообще никто! Уж лучше вспомните Куна! Интересно, а что Данилевский говорит о китайцах?
Можно без огульных обвинений - я в своё время статью публиковал на эту тему. Церковь а) не очень-то боролась. Галилея НЕ заставляли на деле ни от чего отрекаться - ему просто намекнули, что сократят финансирование на исполняемый им дорогостоящий проект астрономического обеспечения перехода на григорианский календарь. И неглупый человек поспешил со всем согласиться. Бруно, кстати, если верить протоколам инквизиции (читал в переводе с латыни на немецкий - врать не буду) сожгли совсем не за гелиоцентризм, а за неверное истолкование догмата о Троице (он Её не очень-то признавал).
Любезный, Данилевский был великолепным биологом, АВТОРОМ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО НАУЧНОГО ТРУДА "Дарвинизм", не считая огромного числа более мелких работ. О китайцах речи не встречал.
P.S. Дело тёмное. Сам утверждал то одно, то другое.
P.P.S. А историю науки не мне бы поучить стоило. К слову - концепция Куна, мгко говоря, устарела, как и концепция Поппера. Её уже НИКТО не придерживается. Их плюсы соединила в себе концепция Лакатоса!
Вы бредите! Лакатос был раньше Куна. И уж концепции Куна придерживаются все нормальные люди вот Лакатоса поддерживают только те, кто ничего не понимает в науке! На возражение о средневековой системе вы не ответили, ибо не ответили, с чего вы взяли, что гелиоцентризм победил благодаря христианству. Хотелось бы почитать вашу статью, она где опубликована? Данилевский - никто в науке. А его культурологическая концепция может быть принята только яркими фанатиками Цивилизационного подхода и шпенглерианства!
1) Что значит "был раньше". Они что - последовательно у Вас появляются? 2) А можно без хамства? Более дружелюбный тон взять, что ли? 3) Мою статью назвать - значит расшифроваться на форуме. Хех! 4) Про средневековую систему - тема отдельная и трудная - если нормально попросите - постепенно раскрою. И не благодаря христианству, а благодаря воспитанным им стереотипам. 5) И почему так грубо про цивилизационный подход? Может не стоит хаять всё, что не нравиться? 6) Он был признанным учёным, его "Дарвинизм" вызвал как восторженные отклики, так и полемику - среди учёных! Он - участник экспедиции Бэра, автор НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО законодательства по рыболовству. Отзыв на его книгу академика Фаминцына (того времени, а тогда "академиков" за "бабки" не давали""): «Книгу Д. я считаю полезною для зоологов и ботаников; в ней собраны все сделанные Дарвину возражения и разбросаны местами интересные фактические данные, за которые наука останется благодарною Д.». Не знаете - не пишите. Тем более - не ругайте.
1. Естественно! 2. Извините, вспылил. 3. А вы - тайный американский шпион, что боитесь, что вас расшифруют? 4. Ждём-с... 5. Потому что цивилизационный подход ни в каком виде не дал систематической удовлетворительной коцепции. Если дал, то изложите основные положения. 6. Когда писал Данилевский? И где сейчас философия, наука и культура?
1) ??? 2) С каждым бывает. 3) Почему американский??? Тогда уж немецкий. Ich bin aus Bundeswehr, und mein Ziel hier ist alle russische ortodoxe Christe zu kontrollieren! 4) Раскрою как-нибудь. 5) А какой, простите, дал? Вы, вообще, много таких концепций знаете? 6) А когда колесо изобрели?
(Легкое ехидство в ответах уж простите - настроение такое)
5. Никто не дал. В том-то и дело. Надо что-то своё придумывать. 6. Не надо путать материальную культуру и духовную. Это в данном случае принципиально разные вещи.
5. И поэтому надо выбрать концепцию, которая больше нравится и отстаивать её несмотря на всю критику, которая делает её неудовлетворительной? Проще тогда по углам разойтись и не разговаривать... Могли бы тут, кстати, что-то выработать... 6. И при чём тут письменность, простите?
5. Нет, просто дойдя до определённого предела в обсуждении, дальше приходится разбредаться по углам и верить своему духовному опыту. В вопросе о вере в Бога, например. Ну не решается он... И вообще, про углы - ссылаюсь на П. Фейерабенда. В различных системах есть свои правила. Две команды футболистов игруют по одним правилам. Но если вы - футболист, а я бейсболист - матча не будет... Есть, так сказть, несовместимые парадигмы! 6. Письменность (как явление духовной культуры) давно изобрели - а как она по сей день актуальна!
Это относится, по большей части, к ПРОТИВОХРИСТИАНСКОМУ - марксизм и позитивизм, психоанализ.
А что, противохристианское, значит конфессиональное?
Admin пишет:
цитата:
ИМХО одно из главных заблуждений современной науки: только НЕ отвлекаясь ни от своей личности, ни от своей национальности, ни от своей конфессии, ни от своей эпохи учёный может хоть что-то стоящее познать и понять. Будь Ньютон англичанином или мусульманином - ничего бы он не понял (при всём моём уважении к англичанам и мусульманам!). Равно как Авиценна, прими он иудаизм...
А как ты относишься к концепции развития науки М. Фуко?
Admin пишет:
цитата:
1) Только атеист (или скептик) мог создать систему Лапласа.
Джайнист не мог?
Admin пишет:
цитата:
Почитайте первых гелиоцентристов - у них чисто христианские доводы в пользу гелиоцентризма.
Между прочим, кто был первым гелиоцентристом и когда жил?
Часовщик пишет:
цитата:
Вопрос на засыпку: Эйнштейн верил в Бога?
Админ, у меня к тебе тот же вопрос!
Admin пишет:
цитата:
1) Что значит "был раньше". Они что - последовательно у Вас появляются?
Пять баллов!
Admin пишет:
цитата:
3) Мою статью назвать - значит расшифроваться на форуме. Хех!
Пошантажировать что ли тебя на предмет угрозы расшифровки?
Часовщик пишет:
цитата:
4. Ждём-с...
Согласен, жду мнения о Средневековье.
Admin пишет:
цитата:
Скучно будет без столь рьяного полемиста!
Теперь тебе будет весело! Уж я постараюсь, коль Часовщик покинул сей форум!
1. На "ТВОИ", т.е. Ваши вопросы о средневековье???? Был ВОПРОС Часовщика... 2. ??? Любой артефакт относится к культуре исходя из определения артефакта. Любой нематериальный артефакт, я думаю, относится к духовной культуре.
Сообщение: 40
Зарегистрирован: 17.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
0
Замечания:
Отправлено: 18.05.07 20:34. Заголовок: Re:
1. Мои вопросы перечислены в моём первом посте в этой теме. Могу повторить: 1) Если философское учение противохристианское, то оно конфессиональное? 2) Как ты относишься к концепции развития науки М. Фуко? 3) Почему джайн не мог создать систему Лапласа? 4) Кто был первым гелиоцентристом и когда жил? 5) Верил ли Эйнштейн в бога? 6) Жду мнения про Средневековье... 2. Ты не даёшь критерия материальности/нематериальности. Вынужден повторить вопрос: по каким критериям ты относишь письменность к явлениям духовной культуры?
1) противохристианское учение может быть либо другой конфессии, либо - атеистическое, то есть "нулевой", "анти-" конфессии. 2) Про три эпистемы, что ли? 3) Систему Лапласа мог создать только Лаплас! По определению "СИСТЕМЫ ЛАПЛАСА" (какой вопрос - такой ответ). 4) Вопрос сложный - может мы о ПЕРВОМ вообще не знаем. Аристарх Самосский? Я более ранних не знаю... впрочем, это не значит, что их не было. 5) Это надо у него спросить. Он говорил то одно, то другое. 6) Придётся подождать... 2(7) Материальность - наличие качеств физического объекта - протяжённости, массы, скорости и т.д. Какие из них самые важные - вопрос философский. Суть в том, что письменность как таковая ими не обладает.
Вопрос номер? - вопрос о словах. Я в своей речи вообще не пользуюсь термином письмо.
Последний раз предупреждаю - я не отвечаю на фамильярно заданные вопросы (хотя и не баню за них - пусть другие отвечают).
Сообщение: 50
Зарегистрирован: 17.05.07
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг:
0
Замечания:
Отправлено: 19.05.07 22:40. Заголовок: Re:
Приведи, пожалуйста, пример письменности без материального носителя. Письменность - по определению - то, что написано. Не так? Как тобой трактуется египетский миф об изобретении письменности (как искусства забывания)?
Теоретически - да. Практически - нет. Мировоззрение может быть христианским или противохристианским, как геометрия может быть Евклидовой или противоевклидовой. Не в том смысле, что она воюет с Евклидом, а в том, что несовместима с ним. Это - система. Её элементы - могут быть совместимы с чем угодно!
Но если система совместима с христианством, это ещё не говорит о её ориентированности на эту религию. Она может быть также совместима и с другими религиями, и с атеизмом. Не стоит делить науку строго на христианскую и противохристианскую, религиозную и антирелигиозную.
Может. Но христианина не особо должно волновать, совместим ли Дарвин с исламом. Для него дарвинизм либо совместим с учением Церкви, либо нет. А остальное - досужая болтовня!
Но нельзя же назвать дарвинизм христианской или противохристианской теорией. Антихристианской может быть идеология, но не научная парадигма и не религия (хотя идеологические элементы в них могут присутствовать). Внехристианское не есть противохристианское!
Не всё, что не входит в христианское мировоззрение, ложь! К примеру, то, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Это утверждение совместимо с христианским мировоззрением, но может существовать и вне его. Admin , поясните Ваше высказывание. Какая из следующих схем отражает Вашу точку зрения? 1.
По-моему, Вы просто смешиваете нетождественные понятия. Обратите внимание на моё возражение в предыдущем сообщении. И раз уж об этом зашла речь, что такое христианское мировоззрение? Что в него входит?
Я спросила не о значении содержания ("истина"/"ложь"), а о составляющих. Христианская теология, философия, наука? Уж если речь зашла об этом, какую философию и науку (а также прочие составные части мировоззрения) считать христианской?
Например, эволюционистская биология не есть христианская. Христианская философия? Соловьёв - да, Маритен - да. Маркс, при всём моём уважении, - нет. Хотя элементы из его книг (как и почти из любых других) могут быть заимствованы и включены в христианскую философию.. Искусство... Тут ещё проще... Сравните Ге и Малевича... С наукой - несколько сложнее. Следует различать объяснительную модель и мировоззренческие концепции... Модели могут быть абсолютно любыми, но, любые "лапласовские" замашки делают науку нехристианской...
Нет, но то, что совместимо с христианскими взглядами, необязательно христианское
Значит, я по другому понимаю значение слова "христианский"... Христианский, значит причастный плану Божиему... А не "созданный христианином". В конце концов, многие идеи Платона - очень христианские, хотя сам он... Итак понятно...
А в моём - терминологически некорректно называть дохристианское христианским. Как религия христианство возникло в определённый промежуток времени. Вы принижаете значимость земной жизни Христа. И ещё вопрос в таком случае: что Вы понимаете под христианством? Для Вас это понятие, я вижу, выходит за рамки религии.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет